Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования

Мораторий на проведение проверок

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

б) без согласования с органами прокуратуры: по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу упомянутого постановления; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу упомянутого постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер; внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Направить жалобу на нарушения моратория на проведение проверок можно в рамках досудебного обжалования (https://knd.gosuslugi.ru) или в Минэкономразвития России (proverki.net@economy.gov.ru).

Методические материалы

Листовка по профилактическим визитам № 1Листовка по профилактическим визитам № 2. Видео по мораторию на проверки.

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Изменения, внесенные в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, сроки и порядок их вступления в силу

Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (утвержден Минпросвещения России по согласованию с Рособрнадзором 17.07.2023)

Скачать .pdf               Скачать .xlsx

Перечень нормативных правовых актов  в сфере образования, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, актуализированный по состоянию на 17.07.2023

Руководства по соблюдению обязательных требований

Перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий

Объектом государственного контроля (надзора) является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(подпункт "д" пункта 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Приказ ДО ВО от 01.09.2023 № 364-И «Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска»

Перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска

Перечень объектов контроля в рамках вида контроля «Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования»

 Программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом

Сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц

В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности).

Оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.

К критериям добросовестности контролируемого лица относятся:

выполнение контролируемым лицом аккредитационных показателей, установленных по результатам аккредитационного мониторинга, предусмотренного частью 3 статьи 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования, предусмотренные частями 2 и 9 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

выполнение контролируемым лицом не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.

Информация об оценке добросовестности контролируемых лиц представляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования посредством размещения на официальном сайте.

Мера стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, осуществляется в виде понижения категории риска объекта контроля на одну категорию.

Решение об изменении категории риска объекта контроля контролируемого лица, признанного соответствующим одновременно всем критериям добросовестности, принимается контрольным (надзорным) органом в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте информации об оценке добросовестности контролируемых лиц.

(пункт 25(1) Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования, действие (бездействие) должностных лиц подается в соответствующий контрольный (надзорный) орган в сфере образования и рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования в рамках досудебного порядка подачи жалобы.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

  • а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений
  • в) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется руководителем контрольного (надзорного) органа в сфере образования без использования подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования по итогам рассмотрения жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, направляется контролируемому лицу на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

(пункты 67-71 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Жалобу в рамках досудебного обжалования: можно направить по ссылке: https://knd.gosuslugi.ru

Обратите внимание: при подаче жалоб необходимо выбирать "Жизненную ситуацию"

Эксперты

Снижение бюрократической нагрузки

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

6.1. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.

6.2. Не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частями 6 и 9 настоящей статьи, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечни, указанные в части 6.1 настоящей статьи.
 

Права контролируемых лиц
(cтатья 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)

Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:

1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

3) получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска
(Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997)

Критерии отнесения объектов контроля Категория
риска
I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц) низкий риск
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
3(1). Образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении аккредитационных показателей, выявленном по результатам аккредитационного мониторинга, в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии двух и более критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 - 3(1) настоящего документа высокий риск

Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица

(Скачать перечень сведений)

Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

Консультирование контролируемых лиц и их представителей, а также консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных к документационной нагрузке учителей и иных педагогических работников образовательных организаций при реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется в министерстве образования Воронежской области заместителем министра  и уполномоченными должностными лицами.

Консультирование на личном приеме осуществляется ао адресу: г.Воронеж, проспект Революции, 33, кабинеты 301а (заместитель министра), 301б, 302, 303, 404, 405 (уполномоченные должностные лица). График приема: пн.-чт. с 09:00 до 18:00, пт. с 09:00 до 16:45, перерыв с 13:00 до 13;45.
Также осуществляется консультирование по телефонам 254-51-09, 254-50-48, 255-46-83, 260-67-22, 260-67-23, 260-67-24, по электронной почте polnom36@yandex.ru, посредством чат-бота @polnom36_bot в официальном Телеграм-канале информационной и технической поддержки исполнения полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации @polnom36.

Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа

Доклады о государственном контроле (надзоре)

Ответы на вопросы и обзоры
(в рамках информирования контролируемых лиц)

Название 
Муниципальная образовательная организация заверила заполненные бланки аттестатов гербовой печатью. Является ли это нарушением?
Требования к информации, размещаемой на официальном сайте образовательной организации, предусматривают, что ряд размещаемых электронных документов должен быть подписан электронной подписью. Как это осуществить?
Ответы на вопросы по применению федерального государственного стандарта основного общего образования (письмо ДОНИМП от 19.07.2022 № 80-12/7048)
Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, за июль - октябрь 2022 года
Ответы на часто задаваемые вопросы, по актуальным вопросам образовательной деятельности (по материалам вебинара, состоявшегося 07.12.2022 на базе ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»)
Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации адаптированных образовательных программ для обучения детей с РАС (по материалам семинара-совещания, состоявшегося 16.12.2022 на базе ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова»)
Ответы на часто задаваемые вопросы по деятельности организаций СПО (в дополнение к материалам вебинара, состоявшегося 07.12.2022 на базе ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»)
Ответы на часто задаваемые вопросы по обучению детей с ОВЗ
Письма Рособрнадзора от 01.03.2023 № 01-52-450/08-2259 и Роскомнадзора от 16.02.2023 № 04-12978 по вопросу использования образовательного портала «Scratch»
Как долго следует хранить в образовательной организации тетради обучающихся для контрольных, лабораторных или практических работ?
Как выводится итоговая оценка по дисциплине, которая выставляется в диплом о среднем профессиональном образовании, если промежуточная аттестация по ней проводилась неоднократно в нескольких семестрах?
Какой нормативный документ закрепляет минимальный предел между экзаменами в общеобразовательном цикле СПО?
Следует ли вводить на II курсе учебные предметы, если они на I курсе не изучались, и выполнять требования ФООП и ФГОС СОО на втором году обучения?

Практика осуществления контроля (надзора)

Работа по информированию контролируемых и иных заинтересованных лиц

Название 
Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
Типичные нарушения обязательных требований при оказании платных образовательных услуг (обновлено 19.06.2023)
Разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при формировании учебно-программной документации
Разъяснения по оформлению отчета об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании или нарушений лицензионных требований
Лабораторные и практические занятия при реализации образовательной программы среднего профессионального образования (информационно-методические материалы, обновлено 14.06.2023)
Локальные акты образовательной организации (информационно-методические материалы)
Разъяснения по вопросам формирования коллегиальных органов управления (письмо ДОНИМП от 21.12.2020 № 80-12/11489)
Мероприятия по сокращению срока внесения данных в ФИС ФРДО (письмо Рособрнадзора от 15.03.2023 № 02-83 и презентация)
Перечень адаптированных основных общеобразовательных программ на основе ФГОС ОВЗ и соответствующих федеральных АОП
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности (информационные материалы)
Информация для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности
Информация для руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности
Требования к организации охранных услуг на объектах образовательных организаций
Рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ
Разъяснения по вопросу соблюдения законодательства при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Где можно скачать актуальные формы для заполнения заявления о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности? Какие документы необходимо предоставить в лицензирующий орган помимо заполненного заявления?
Разъяснения по вопросу организации и осуществления профилактических визитов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования