Что такое "Апостиль"

Апостиль (фр. Apostille) — специальный знак, проставляющийся на официальных документах некоммерческого характера, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (далее – Конвенция). Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке. Согласно Конвенции (ст.4, 5), апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. «Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения».

Апостиль проставляется на свободном месте в конце самого документа или на отдельном листе, который скрепляется с удостоверяемым документом. При этом на каждом отдельном документе проставляется только один апостиль.

Апостиль не требует дальнейшего заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств-участников Конвенции. Апостиль может не использоваться, если существуют правовые основания, отменяющие или упрощающие легализацию документа.

Согласно Конвенции, апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции.

Текст апостиля содержит следующие реквизиты:

  • - наименование государства, выдавшего апостиль;
  • - фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;
  • - должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;
  • - наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем;
  • - название города, в котором проставлен апостиль;
  • - дата проставления апостиля;
  • - название органа, проставившего апостиль;
  • - номер апостиля;
  • - печать/штамп учреждения, проставившего апостиль;
  • - подпись должностного лица, проставившего апостиль.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) министерства образования Воронежской области, его должностных лиц при оказании государственных услуг по подтверждению документов об образовании и (или) квалификации

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) министерства образования Воронежской области (далее - министерство), его должностного лица либо государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).

Предметом жалобы являются в том числе следующие решения и действия (бездействие):

  1. нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  2. нарушение срока предоставления государственной услуги;
  3. требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  4. отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых для предоставления государственной услуги предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  5. отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  6. требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  7. отказ министерства, его должностного лица, государственного гражданского служащего в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в министерство в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем с использованием официального сайта министерства, портала государственных услуг (далее – ЕПГУ).

При подаче жалобы в электронном виде все документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба должна содержать:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного гражданского служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) министерства, должностного лица министерства либо государственного гражданского служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) министерства, должностного лица министерства либо государственного гражданского служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в министерство, подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом министерства (далее - уполномоченное на рассмотрение жалоб должностное лицо) в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа министерства, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  2. отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы министерство принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицом и направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
е) в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Уполномоченный орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Заявитель имеет право обжаловать решение министерства по жалобе в досудебном (внесудебном) порядке.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

(ст. 11.4, гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»)

Жалобу на решения и (или) действия (бездействия) министерства, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности можно направить по ссылке: https://do.gosuslugi.ru.

Подать заявление посредством единого портала государственных услуг

Начато предоставление в условиях эксперимента государственной услуги по проставлению апостиля в электронном виде, а также появилась  возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги посредством личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ). 

Подать заявление о проставлении апостиля на документах об образовании и (или) о квалификации, документах об ученых степенях, ученых званиях посредством ЕПГУ 

Одновременно информируем, что рассмотрение заявлений, поданных иными способами, осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление государственной услуги.

Обращаем внимание, что все заявления, поданные посредством ЕПГУ, подлежат рассмотрению в соответствии с процедурами и сроками, установленными оптимизированным стандартом предоставления государственной услуги (не более 25 рабочих дней), утвержденным протоколом Межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности от 27.07.2023 № 75-АХ. 

Информация

Консультации по вопросам подтверждения документов об образовании и (или) квалификации, а также об ученых степенях и званиях осуществляются по телефону (473) 260-67-24 с 14:00 до 17:00 с понедельника по четверг.

Прием заявлений и выдача документов осуществляются по согласованию.

Формы и образцы документов

Нормативные правовые акты

Форма обратной связи

Если Вы обращались за получением государственной услуги "Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях", просим Вас заполнить анкету с отзывом о предоставлении государственной услуги по адресу: https://forms.yandex.ru/u/651a9fee02848f96dcb25c5b/